0
Обида.
Обида — сложное и тяжелое чувство, состоящее из нескольких противоречивых эмоций, таких, как гнев, жалость к себе, бессилие, разочарование, вина, страхи.
На курсе «Территория Прощения» мы рассматриваем обиду
— как СИТУАЦИЮ, где другой человек (обидчик) нанес сознательно оскорбление, ущерб другому.
И обида возникает, как естественная и оправданная реакция на причиненный ущерб. Это скорее праведный гнев.
— как ЧУВСТВО, возникшее у человека, как РЕАКЦИЯ на происходящее, хотя в самом происходящем может и не быть умысла причинить этому человеку (обиженному, жертве) обиду, то есть ущемить его, унизить.
В первом случае мы имеем дело с несправедливостью, которая устраняется практическими способами.
Во втором случае мы имеем дело с качеством — обидчивостью, и обидой, как душевной раной.
На курсе мы будем работать со вторым вариантом.
Обида возникает тогда, когда есть ОЖИДАНИЕ, ожидание определенного результата от ситуации или человека, некая потребность.
И это ожидание оказалось нереализованным.
Вот тут и возникает реакция, которую называют — обида.
Возникает недовольство относительно других (гнев, раздражение), неприятие и жалость к себе, ущемленному в данном моменте.
Жалость к себе, под которой открывается глубинное убеждение, что «меня не любят…я недостаточно хорош…я недостоин их любви, одобрения, признания….я слишком ничтожен».
Стремление к внутренней гармонии и внешней, к душевному равновесию и миру, к ощущению своей силы и способности, к радости Души — естественные стремление человека.
И освобождение о тяжелых состояний типа обиды или вины — естественное стремление здорового человека.
Однако такому освобождению могут мешать убеждения и верования.
Некоторые из них созидательны, некоторые разрушительны.
Созидательные ведут человека к устойчивому, благостному состоянию, внутренней опоре и уверенности в жизни, сознанию и жизни Победителя, Творца, Хозяина.
Разрушительные убеждения раскачивают психику, усиливают сомнения, лишают покоя и вносят хаос во внутренний мир человека, создавая страхи, чувства беспомощности, уныния.
Бесполезно устранять качества обиды, не устранив подобные убеждения.
Прощение и приятие себя и другого — необходимые компоненты для такой работы.
На курсе «ТП» этому уделено особое внимание.
Однако обиду удерживают не только ложные убеждения и заблуждения.
Обида связана с чем-то ценным и жизненно важным для человека.
Читайте ниже статьи, раскрывающие противоречивость обиды, ее вредоносность и ложную ценность.
О вреде обиды
Обиженный человек всегда страдает, открыто или скрыто.
В страдании привыкли видеть некую святость, а также повод для сострадания.
Обиженный — всегда чем-то обделенный, его привыкли жалеть.
А жалость, как известно, заменитель любви. Но, заменяя любовь подделками, мы отказываемся от нее.
И, возможно, смесь различных шаблонов, намешанных в менталитете человека, не дают избавиться от обиды, а напротив — желание держаться за нее.
На курсе мы посмотрим на обиду, как на зло.
Мы уберем все ПРАВА на справедливую обиду на время работы. Когда все причины и корни обиды будут освещены и нейтрализованы, справедливость сама найдет, как ей быть восстановленной.
На курсе мы посмотрим на обиду, как на клубок различных эмоций, которые причиняют боль, не забывая о желании от нее избавиться.
Если заглянуть внутрь «котла», где «варится» обида, то там можно найти — гнев, беспомощность, желание наказать, страх, униженность и желание отомстить, разочарование, вину, ожидания и разочарования, осуждение, различные решения типа «Я так не могу… он (она, я) не достоин…я не справлюсь…они не любят меня…» и даже клятвы типа «Не прощу!»
И это «зелье» причиняет неизменно зло тому, кто его варит, тому, кто обижен.
Вряд ли кто будет спорить, что обида — неприятное чувство.
И переживает его тот, кто его носит.
Да, ему облегчает немного жизнь мысль о том, что обида его — праведная, что тот, другой, ее заслужил.
Но неприятные эмоции обиды носит в себе обиженный.
И обида причиняет ему все то зло, на которое способна.
Обида
- разъедает душу своими ядовитыми ощущениями,
- придает тон голосу и выражение лицу, которые неприятны окружающим, тем самым отталкивая их и портя с ними отношения,
- вызывает все новые и новые плохие мысли и чувства не только об обидчике, но пускает свои щупальца гораздо шире, тем самым лишая света.
Обидевшись на ситуацию или человека, сохраняя обиду в себе, обиженный будто одевает очки на свое сознание и начинает смотреть на других людей и ситуации более ранимо, болезненно, опасливо, подозрительно, агрессивно, БОЯСЬ получить снова болезненный опыт. Недоверие, цинизм, презрительность, скептицизм и пр. постепенно становятся частью натуры, создавая определенные, не всегда желательные отношения с людьми.
- лишает легкости в отношениях, делает обиженного тяжелым, подозрительным, замкнутым итд.Наверное, можно продолжить список последствий обиды для обиженного.
Здесь нельзя не обратиться снова к тому аргументу, ради которого так трудно отпустить обиду:
«Если я прощу, я сделаю ему лучше, а он этого не заслуживает».
Разберем коротко это убеждение.
1. Простить — на самом деле, сделать лучше себе, а не другому. Простить — перестать носить в себе этот клубок змей под названием «обида».
2. «Он этого не заслуживает, чтобы ему было лучше».
Это то самое зло, которое носит в себе обиженный. Уже сам обиженный НЕ ЖЕЛАЕТ добра обидчику и считает это справедливым.
Но только дело в том, что нежелание добра переживает в себе сам обиженный.
А нежелание добра переживается, как зло — это очень тяжелое чувство, если убрать оттуда все лакирующие примеси о справедливости и правоте.
3. Своей обидой обиженный часто хочет наказывать обидчика, чтобы тот знал, как ему, обиженному, плохо и желательно страдал от этого.
И снова — желание, чтобы обидчик страдал (справедливо!) живет в душе обиженного. Именно он, а никто другой, желая наказания другому, сам его в своей душе и несет.
4. В своей настойчивости обиды человек себя ставит на роль Судьи и Бога — он решает, кто прав, кто виноват. В клубке обиды всегда есть волокна гордыни.
И только предоставив человека его судьбе и Богу, обратив внимание на свой собственный клубок змей, а не на чужие грехи, можно, наконец, очнуться и посмотреть
«А зачем эта ситуация была нужна в МОЕЙ жизни?
- Если в ней участвовали мы двое, может ли быть такое, что отвечает за все только один?
- Возможно, я тоже, пока неясным мне образом, сыграла свою роль в том, что все случилось именно так?
- Чему мне было предназначено научиться в той ситуации, в которой я раньше не сумел придумать ничего лучше, чем обидеться?
- Чему, благодаря этому человеку, его неблаговидной на первый взгляд роли, я могла бы научиться? Если не тогда, то сейчас?
- Правда ли, что справедливость обиды так уж мне дорога? И чем именно она мне дорога?
- Сколько еще времени ради такой справедливости и своего права на обиду я готова носить этот ядовитый настой в своем сердце? Неделю? Год? До конца жизни? Еще несколько жизней?
- Чем бы я хотела заменить обиду в своем сердце? Готова я к этому прямо сейчас? »
Эти вопросы помогут вам понять, что помнить ситуацию и носить в себе обиду ради этого — разные вещи.
О пользе обиды
Ситуацию, где была получена обида, нужно помнить ровно столько, сколько необходимо, чтобы ВЗЯТЬ ИЗ НЕЕ ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ СЕБЯ И СВОЕЙ ЖИЗНИ.
Это не всегда получается сразу, иногда для этого нужно несколько лет.
И это единственная ПОЛЬЗА ОБИДЫ — она возвращает человека туда, к тому моменту,
— где им что-то было воспринято неверно,
— где им было пропущено что-то важное для него,
— где остается что-то, что имеет безусловную ценность для его жизни, и зачем стоит туда вернуться, чтобы это понять и забрать,
— который ему рано или поздно предстоит прожить иначе ради собственного счастья и счастья дорогих ему людей.
О ценности обиды
Все, что не уходит из жизни, все, что удерживается в ней настойчиво, имеет ценность.
Как бы нелепо это не звучало в отношении многих аспектов жизни, особенно печальных и нежеланных, но такова жёсткая честность действительности — мы имеем в жизни то, что выбрали однажды сами.
Выбор этот произошел не в момент жестокой ситуации несчастья, болезни, потери итд., а гораздо раньше.
Эти обстоятельства — только неизбежные следствия тех, ранних выборов, которые, как правило, уже не помнятся.
Но для тех выборов были ПРИЧИНЫ, очень веские.
И сделаны они были ради неких жизненно-важных ценностей.
Итак, несколько слов о ценности обиды, если она устойчиво присутствует в вашей жизни.
Обиду на кого вы отлавливаете больше всего — на родителей? брата ли сестру? на своих детей? друга? начальника? на Бога? на жизнь?
Каков бы не был ответ, он крутится вокруг обиды ЗА СЕБЯ, за то, что НЕ ТАК происходит в вашей жизни ИЗ-ЗА НИХ.
Ведь это ОНИ ВИНОВАТЫ В ТОМ, ЧТО
— все пошло не так…
— у меня не сложилось…
— в моей жизни не хватает (любви,здоровья, мужчин, денег, счастья, успеха, безопасности итд),
— в моей жизни не случилось (счастливых отношений, хорошей квартиры, успешной работы, удачного случая, выгодного замужества итд)
— итд.
Это — следствие ожиданий, иногда напрасных и неоправданных, когда мы себе придумываем сами историю о человеке, его качествах, которых нет, и о том, что он ДОЛЖЕН сделать для нас.
Обидчивый как бы вменяет в обязанность другому быть таким, каким ему его удобно видеть и воспринимать.
Но оправданно ли это?
Однако здесь речь о другом.
Мы говорили о зле, которую несет обида, и о ее пользе.
В чем же ее ценность?
Возможно, кто-то ощущает ее ценность в том, чтобы
— привлекать через обиду к себе внимание, чью-то заботу, а через них — любовь?
— вызывать к себе жалость, а через нее — снова любовь, в которой отчаянно нуждается?
— через нее манипулировать окружающими, тем самым проявляя свою силу и способность влиять на мир?
— удерживаясь и утверждаясь в обиде, защищаться ею от новой боли?
Вот они сокровища, скрытые выгоды, проявление которых через обиду, ищет обиженный —
ЛЮБОВЬ, СИЛА, ЗАЩИЩЕННОСТЬ.
Это те самые ценности, которые он не нашел, а точнее, связь с которыми потерял в ТОЙ САМОЙ СИТУАЦИИ, где возникла обида.
И кажется, что, обидевшись, человек сможет вызвать у своего ближнего желание любить, защищать, поддерживать себя. Это для многих большая ценность.
Однако, если обидчивость стала привычкой, или обида слишком затянулась, то скорее всего обиженному отчаянно не хватает любви к самому себе, а не от других, внутренней силы и опоры, а не со стороны.
И тогда возвращение своей внутренней опоры и силы, уважения и любви к себе и другому, ощущения и признания собственной ценности наравне с другими сделают ценность обиды бессмысленной.
comments powered by HyperComments